Дхаути – обобщённое название для группы очищающих практик йоги, действие которых направлено в основном на пищеварительный тракт. Чистка языка (джихва-дхаути), динамический массаж органов брюшной полости (агнисара-дхаути), сквозное промывание ЖКТ солевым раствором (шанкх-пракшалана, или варисара-дхаути)– всё это разные варианты дхаути. Сюда же относится и общеизвестная процедура вамана-дхаути, часто называемая «очищающей рвотой».

Человеческий желудок изнутри покрыт складчатой слизистой оболочкой, разные классы клеток которой вырабатывают соляную кислоту, пищеварительный профермент пепсиноген и слизь. Все эти компоненты желудочного сока работают слаженно и каждый в своём направлении: соляная кислота активирует пепсиноген, превращая его в пепсин – активную форму протеолитического фермента; слизь создаёт защитный барьер, не давая кислоте и ферментам переваривать и разрушать собственную слизистую.

 

В складках слизистой могут задерживаться остатки недопереваренной пищи, особенно при недостаточно активной и неправильной моторике желудка. Поэтому слизистая нуждается в периодическом очищении и механической «встряске». Эти (и не только эти) задачи решаются с помощью процедуры вамана-дхаути.

Йогический вариант предусматривает промывание желудка водно-солевым раствором. Проводить процедуру нужно на пустой желудок. Предпочтительное время для выполнения – утро.

Для приготовления раствора следует взять 1 литр чистой тёплой воды. На литр воды добавляется 0,5 чайной ложки поваренной соли и 0,5 чайной ложки соды.

Приготовив раствор, мы выпиваем его по возможности в максимально короткие сроки (то есть почти залпом). После этого можно выполнить мягкий вариант агнисара-дхаути-крийи, после чего нужно наклониться над заранее приготовленным тазиком и вызвать у себя рвотный рефлекс, засунув два пальца в рот. Другой рукой можно мягко надавить на область желудка.

Эвакуацию выпитого раствора нужно производить в таз, чтобы можно было оценить количество и состав извлечённого.

Для проведения быстрого и лёгкого процесса рвоты нужно поискать наиболее «отзывчивую» зону в области глотки: надавить на корень языка, достать пальцами до дужек зева и задней стенки глотки.

С целью облегчения процесса можно также использовать рвотные настои. Чаще всего с этой целью применяется настой холодный солодки, который можно приготовить заранее с вечера, залив стаканом воды одну столовую ложку корня солодки. Утром его следует процедить и выпить сразу же после раствора. У определенной категории лиц это значительно облегчает и усиливает рвотный рефлекс.

Раз за разом вызывая рвоту, мы постепенно извлекаем из желудка выпитый раствор, стараясь достичь исходного объёма – то есть по возможности извлекаем всё выпитое. Не следует, однако, фанатично стремиться к максимальному результату – если развёрнутый рвотный рефлекс вызывается не слишком охотно, то на первых порах можно ограничиться достижением частичных результатов (скажем, добившись извлечения 600-800 мл раствора).

При этом обязательно следует обратить внимание на состав выделенного: при первых опытах нередко можно увидеть грязноватые пенки и наслоения, которые находились на стенках желудка; это нормально. Если же мы видим розоватое окрашивание воды или сгустки крови, это говорит о имеющихся дефектах слизистой, эрозивных или язвенных её изменениях, из которых происходят микроскопические (а возможно, и довольно объёмные) выделения крови. При интенсивных воздействиях на слизистую возможно усиление имеющихся кровотечений. Поэтому при вышеупомянутых признаках следует в дальнейшем воздержаться от проведения процедуры вамана-дхаути, провести необходимые обследования и консультации со специалистами, провести лечение и после заживления дефектов слизистых возвращаться к вопросу о проведении процедуры.

Вамана-дхаути может проводиться периодически (допустим, раз в сезон или раз в месяц) или ежедневно курсами разной продолжительности. Однако следует помнить о том, что процедура не является сугубо очистительной техникой. Она оказывает глубокое воздействие на разные сферы организма и далеко не всем может быть полезна. Говоря иначе, эта очистительная практика по-разному подходит людям разных конституциональных типов.

 

Пожалуй, наиболее образно и вместе с тем точно влияние вамана-дхаути на организм отражает аюрведическая концепция. С этих позиций процедура снижает уровень (или, говоря иначе, ликвидирует расстройства) Капха-доши, отвечающей за выработку слизистого защитного барьера, способствует выделению и выходу избыточной слизи из дыхательных путей.

Кроме того, техника регулирует и тонизирует другую дошу – Питту. Она отвечает за процессы поддержания «огня», в котором сгорает поступающее топливо, то есть выделение основных пищеварительных секретов – желудочного сока, ферментов поджелудочной железы, а также желчи. Не зря один из переводов слова «Питта» — «Желчь», что в данном случае является, пожалуй, собирательным образом всей пищеварительной активности, нашего «пищеварительного огня».

Таким образом, процедура Вамана-дхаути обладает регулирующим влиянием на процессы выделения слизи в пищеварительном и дыхательном тракте (Капха), а также на процессы выделения пищеварительных ферментов (Питта).

 

Влияние на пищеварительную активность данной процедуры сводится к двум основным направлениям: стимуляция секреции желудочного сока и регуляция деятельности желчевыводящих путей.

Усиление секреции соляной кислоты и пепсина не будет благом для людей со слабым слизистым барьером – чаще это лица Вата-типа. Таким образом, данная процедура не подходит людям с преобладанием Вата и Питта-доши наряду с недостатком Капхи; говоря иначе — тем, у кого секреция активна, регуляция неустойчива, а внутренняя поверхность желудка слабо защищена.

Расстройство Питты может проявляться нарушением нормальной координации желчевыводящих путей, желчного пузыря и прилегающих к ним органов: двенадцатипёрстной кишки, желудка и поджелудочной железы. Все эти структуры связаны между собой в единый функциональный комплекс, участники которого взаимно регулируют деятельность друг друга с помощью нервных и гормональных местных воздействий. Нормальное их взаимодействие порой нарушается, что приводит, например, к забросу желчи в желудок и развитию так называемого рефлюкс-гастрита; другой пример дискоординации в данном системе – нарушение нормального тонуса желчевыводящих путей и застой в желчном пузыре. То есть в данном случае можно говорить о дисбалансе пищеварительных проявлений Питты.

Процедура вамана-дхаути во многих случаях помогает «перезагрузить» всю эту систему, направить деятельность Питты в нужное русло – или, говоря языком физиологии, восстановить нормальную моторику желчевыводящих путей, кишечника, желудка, поджелудочной железы,  соединяющих их протоков и сфинктеров.

Таким образом, регуляция Питта-доши в данном случае будет сводиться к стимуляции желудочной секреции, а также к регуляции моторики органов «верхнего этажа» пищеварительного тракта. Следовательно, данная процедура будет показана при недостаточной секреции желудочного сока, застойных состояниях желчного пузыря и дискинезиях желчевыводящих путей.

 

Что касается влияния вамана-дхаути на дыхательную систему, то здесь оно касается состояний, связанных с чрезмерным накоплением слизи и нарушениями её своевременной эвакуации. В Аюрведе подобные состояния и относят к расстройствам Капхи: в первую очередь это бронхиальная астма, а также хронический бронхит и чрезмерное скопление слизи в придаточных пазухах носа – то есть хронические синуситы.

Эффективность вамана-дхаути при бронхиальной астме в большой степени может быть объяснена следующими обстоятельствами. Расположенные в продолговатом мозге центры, отвечающие за различные врожденные рефлексы – рвотный, кашлевой, дыхательный, а также ядра черепно-мозговых нервов (в первую очередь блуждающего), при возбуждении способны менять активность своих соседей. Насильственно возбуждая рвотный центр и приводя к его «разрядке» при выполнении процедуры, мы тем самым меняем активность расположенных рядом нейронов. По-видимому, вамана-дхаути обладает противовагусной активностью — то есть способностью снижать тонус блуждающего нерва. Последний стимулирует выделение слизи дыхательным эпителием, повышает тонус бронхов – то есть способствует комплексу явлений, имеющих место при астме. Поэтому вамана-дхаути способствует отхождению уже имеющейся слизи и нормализует процессы образования новой, приводит в равновесие тонус бронхиального дерева. За счет опосредованного влияния на черепно-мозговую иннервацию облегчается эвакуация слизи из придаточных пазух носа.

 

Вамана-дхаути имеет ряд противопоказаний к выполнению: острые и обострения хронических воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь и т.д.; при наличии этих заболеваний процедура выполняется в стадии ремиссии и по специальным показаниям; цирроз печени (при этом состоянии варикозно расширяются вены пищевода, которые могут травмироваться во время рвоты, что вызовет серьёзнейшее кровотечение); опухоли пищеварительного тракта, желчнокаменная болезнь. Относительным противопоказанием является склонность к гиперсекреции желудка и низкий уровень Капхи согласно аюрведической конституции; в этих случаях следует применять специальные варианты ваманы с применением лекарственных растений (подробнее здесь).

 

Лечебная рвота как способ лечения различных расстройств имела место и в других медицинских системах: к примеру, подобная практика подробно описана в «Каноне врачебной науки» ибн-Сины (подробнее здесь).