Авиценна Абу Али ибн-Сина

Интересно бывает искать и находить аналогии в различных традициях древних медицинских систем.

Посмотрим, что пишет Авиценна (Ибн Сина) о нашей йогически-аюрведической Вамана-дхаути.

Часть четвертая первого тома «Канона врачебной науки» именуется «О способах лечения вообще». Открываем параграф одиннадцатый — «О рвоте». Рвота имеется в виду именно лечебная, применяемая с определенными целями и с помощью рвотных средств.

Во-первых, о конституциональных показаниях. «Люди далеко не вправе требовать от врача средства, вызывающего рвоту, по причине естества – все, у кого узкая грудь… и все те, у кого тонкая шея». Похоже на людей Вата-типа, не правда ли? И действительно, Вамана снижает активность Капха-доши, которой Вата-тип и так небогат. Если ты узкогрудый Вата с тонкой шеей – нечего требовать с доктора рвотные снадобья…

Если же все-таки Вата-типу требуется проведение Ваманы, то следует выбрать для этого сезон, в который беспокойная доша менее подвижна, и не выбирать ветреные осень и весну, когда Вата особенно склонна к расстройствам: «Если в рвоте нуждается тот, чья комплекция не расположена к ней, то для него лучше разрешать это делать в летнее время».

Об эффектах рвоты Ибн Сина пишет довольно пространно (параграф тринадцатый, «О полезности рвоты») и среди них мы находим: «Рвота извергает слизь и желчь и очищает желудок». То, что Вамана –  способ коррекции Капхи (Слизи), мы знаем. Что касается извержения желчи, то некоторые руководства по аюрведической панчакарме прямо рекомендуют продолжать процесс рвоты до появления желчи в рвотных массах. В йогатерапевтической практике приходится иногда наблюдать, как Вамана устраняет явления дискинезии желчевыводящих путей, длительно текущие боли в правом подреберье, связанные с переполнением желчного пузыря и неадекватным его тонусом. С этих позиций Ваману можно отнести к процедуре, регулирующей баланс Питты (Желчи). И Авиценна с этой точкой зрения солидарен: «Рвота устраняет неприязнь желудка к жирному», то есть говоря иначе, нормализует выделение желчи и процессы усвоения жиров – их эмульгирования и дальнейшего всасывания.

Но в то же время Вамана может приводить к стимуляции желудочной секреции, тем самым способствуя и усилению Питта-доши, что далеко не всегда бывает полезно для лиц с высоким уровнем желудочного «огня». «Сильное жжение, остающееся после рвоты в желудке, устраняется питьем мягчительных и жирных, быстро переваривающихся напитков». Под «мягчительными» напитками здесь и в других разделах «Канона» Авиценна имеет в виду обволакивающие, слизистые настои и отвары, смягчающие действие пищеварительных желудочных соков и защищающие стенки желудка от неблагоприятных воздействий излишне активной желудочной секреции. Применение их мы обсуждали в статье, посвященной использованию трав – в том числе с обволакивающими свойствами – при выполнении Вамана-дхаути.

Следует, однако же, отметить, что тринадцатый параграф Ибн Сина заканчивает утверждением: «Больше всего рвота подходит тем, у которых первичная натура желчная».

И наконец, среди показаний к применению лечебной рвоты у Авиценны мы находим «стоячее дыхание» — очевидно, бронхиальную астму — при приступе которой воздух не может свободно выйти из лёгких вследствие бронхоспазма, отёка бронхиальной стенки и гиперсекреции слизи. Если вспомнить, что бронхиальная астма считается расстройством прежде всего Капха-доши и достаточно эффективно лечится в том числе и с помощью Вамана-дхаути, то перечень найденных аналогий становится весьма полным.