Интересные результаты исследований публикуют сотрудники The University of Southern Mississippi (Hattiesburg, USA).

В исследовании принимали участие 3 группы исследуемых в возрасте 18 лет и старше. Лица, включенные в исследование, страдали лёгкой или умеренной степенью депрессии, тревожности и стресса. Испытуемые были разделены на три группы: первая группа использовала упражнения йоги как сугубо физическую практику (“группа физических упражнений”); вторая группа практиковала те же упражнения, но участники этой группы разделяли этические и и духовные установки йоги (“интегрированная группа”); третья группа – контрольная — не выполняла упражнений йоги.

Общая численность всех групп составила 81 человек. Исследовались такие параметры, как уровень депрессии, тревожности и количество кортизола в слюне.

По истечении определенного времени (конкретных данных по длительности и частоте, а также конкретному перечню йогических техник источник не приводит) были получены следующие результаты.

В группе физических упражнений и интегрированной группе было получено уменьшение степени депрессии и тревожности (наряду с увеличением гибкости) по сравнению с контрольной.

Однако в интегрированной группе (по сравнению с группой физических упражнений) были отмечены: более выраженное снижение тревожности, стресса, а также уменьшение кортизола слюны на протяжении всего периода исследования.

Таким образом – делают вывод авторы – йога, практикуемая в «интегрированном» виде, то есть с учетом её этических и духовных составляющих, имеет дополнительные терапевтические преимущества по сравнению с «йогой физических упражнений».

 

Разумеется, опубликованное исследование оставляет много вопросов технического характера. Каким именно образом разграничивались группы «физических упражнений» и «интегрированного» подхода? Достаточно ли только знать об «этически-духовных» принципах йоги либо необходимо разделять их в виде осознанных, или более того – практикуемых убеждений?  Как вообще можно объективно оценить степень реальной вовлеченности адепта в этическую сторону йоги? Однако поднятые в исследовании вопросы, и более того – полученные результаты данной научной работы заставляют думать, что механизмы йогатерапии выходят за пределы биомеханических, гемодинамических и других сугубо физиологических явлений.