Один из самых выдающихся и неординарных русских врачей — хирург и архиепископ Валентин Войно-Ясенецкий (святитель Лука) родился в 1877 году.
После окончания медицинского университета он работал в различных госпиталях и быстро зарекомендовал себя одним из самых блестящих хирургов своего времени. При этом, по свидетельствам очевидцев 1918-1919 годов, семья (жена и четверо маленьких детей) Войно-Ясенецкого буквально бедствовала, так как доктор, принимая больных, никогда не брал подношений и отказывался от всех гонораров.
Войно-Ясенецкий был верующим человеком, но до определенного момента его вера внешне мало выделялась. Однажды, в начале 1920 года, одна из ревизионных комиссий распорядилась убрать икону, висевшую в операционной. В ответ на это Войно покинул больницу и заявил, что вернется только после того, как икона снова будет на месте. Икону местные власти, разумеется, возвращать не собирались, о чем и сообщили ретивому доктору. Однако вмешалось неожиданное обстоятельство: крупный партиец привез в больницу свою жену для неотложной операции. Произвести операцию мог любой хирург больницы, но жена начальника категорически заявила, что будет оперироваться только у Войно-Ясенецкого. Войно передал, что сожалеет, но пока икона не будет возвращена на место, он не войдет в операционную – согласно своим религиозным убеждениям…
Муж больной дал «честное партийное слово», что завтра же икона будет в операционной. Войно-Ясенецкий немедленно пошел в хирургический корпус и прооперировал больную. На следующий день икона действительно висела на месте…
Описанная выше ситуация – лишь маленький штрих, характеризующий этого человека. В те годы совершать подобные поступки было смертельно опасно.
Однако вскоре Войно-Ясенецкий совершил еще более неординарный, а по мнению многих – и вовсе безумный поступок. В 1921 году, будучи заведующим кафедрой оперативной хирургии Ташкентского университета, Войно-Ясенецкий принял сан священника и с тех пор совмещал деятельность профессора-хирурга со служением в храме. В 1923 году Войно принял обет монашества и в возрасте 46 лет был рукоположен в епископы. Через десять дней он был арестован.
С этого момента в жизни монаха Луки началась длинная череда тюремных лишений, ссылок, допросов. И везде Войно-Ясенецкий следовал принятым служениям – священника и хирурга.
Уже тогда Войно начал страдать тяжелой болезнью сердца; но где бы он ни был, везде он лечил и оперировал окружающих его людей. В первой ссылке после долгого изнурительного пути он оказался в Енисейске – 400 километров севернее Красноярска.
В дневнике Войно пишет: «Мой приезд в Енисейск произвел большую сенсацию, которая достигла апогея, когда я выполнил экстракцию врожденной катаракты трем слепым мальчикам-братьям и сделал их зрячими… В то же время я вел большой прием у себя на дому. И желающих оказалось так много, что запись, начатая в начале марта, скоро достигла дня Святой Троицы (июнь)».
Столь обширная хирургическая практика обеспокоила местные власти, и Луку неожиданно выслали еще дальше, в глухую деревню, в 300 километрах от Енисейска, среди бескрайней лесной пустыни… Заниматься хирургической практикой возможности там не было совершенно, однако даже здесь Войно делает весьма серьезные оперативные вмешательства: по свидетельству его «Мемуаров» он оперировал крестьянина с нагноившимся эхинококкозом печени, и встретив его несколько месяцев спустя, нашел совершеннно здоровым.
Вспоследствии Войно-Ясенецкий много скитался по угрюмым, суровым местам своих ссылок, везде выполняя обширнейший объём общехирургических, онкологических, гинекологических, офтальмологических, нейрохирургических операций. Однажды он спас маленькую девочку с тотальным ожогом почти всего тела, пересадив ей кожу от матери; в другой раз – излечил крестьянина, удалив опухоль верхней челюсти и гайморовой пазухи. Причем инструментарий был крайне недостаточный для высочайшего уровня выполняемых операций, иногда самодельный; стерилизация их производилась путем кипячения в самоваре…
Всё это время Лука продолжает работу над «Очерками гнойной хирургии» — одним из основополагающих руководств, ставших впоследствии настольной книгой для многих поколений хирургов.
В 1937-39 годах Войно-Ясенецкий снова был подвергнут многочисленным допросам в НКВД, а впоследствии сослан на Север. Однако с началом Великой Отечественной войны ситуация изменилась. По согласованию со Сталиным епископ Лука был освобожден от ссылки и назначен главным хирургом Красноярского округа военных госпиталей. Занимаясь организацией работы военно-полевых госпиталей, внедряя новые операционные методики, работая над «Очерками гнойной хирургии», Лука не переставал выполнять обязанности священника, всегда бесстрашно и прямо обозначая свою позицию. В 1943 году он был назначен архиепископом Красноярским. «В служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако и врачебной, и научной работы я не намерен оставлять» — писал он в то время.
После войны Войно-Ясенецкий служил в сане архиепископа Крымского и Симферопольского. Умер в 1961 году. В 1990-е годы решением Священного Синода архиепископ Лука причислен к лику святых.
Подготовлено с использованием материалов книги М.А. Поповского «Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга»